Может ли застраховать свою жизнь тяжело больной человек или пенсионер преклонного возраста? Вряд ли. Прежде чем компания продаст человеку полис, ему придется пройти всестороннее медицинское обследование. "Как правило, если человеку больше 45 лет, при заключении договоров на сумму свыше 15 тысяч долларов мы требуем определенные документы по состоянию здоровья, например выписку из амбулаторной карты, или проводим медицинское обследование. Оно может включать в себя ЭКГ в покое и при нагрузке (например, на велотренажере или после десятка приседаний), анализ крови, который включает реакцию на СПИД и гепатиты, и еще некоторые биохимические параметры. А обычно наш клиент просто заполняет анкету, содержащую порядка 30 вопросов о состоянии своего здоровья. Такая практика действует для любого договора страхования жизни - и для тех, которые содержат только риски страхования от несчастного случая, и для договоров с риском "смерть по любой причине". И если в анкете человек не указал каких-либо опасных болезней, то предоставления медицинских документов либо прохождения обследования не требуется. Однако при договорах свыше 40 тысяч долларов медосмотр обязателен - помимо анализа крови и ЭКГ мы проводим еще рентгенографическое обследование грудной клетки. Подобная процедура действует во всех российских страховых компаниях", - пояснила начальник отдела методологии управления страхования жизни группы "АльфаСтрахование" Елена Мартынова.
Впрочем, в любом случае обманывать страховщиков не стоит - если вы нечестно заполнили анкету, например скрыли какую-то хроническую болезнь, то компания имеет право расторгнуть договор. Страховых выплат не будет - вам вернут лишь часть перечисленных средств за минусом издержек на ведение счета и штрафа за преждевременное расторжение договора. Та же участь ждет людей, которые занимаются опасными видами спорта и не уведомили об этом компанию (для альпиниста, парашютиста или автогонщика полис по страхованию жизни будет стоить значительно дороже, чем для человека, который не рискует). Здесь тоже "экономия" неуместна.
Но вернемся к накопительной стороне. Куда идут средства, которые перечисляются в виде страховых взносов? По закону компания имеет право до 30 процентов средств, полученных по договорам страхования жизни, направить на покупку государственных ценных бумаг, до 40 процентов - поместить на банковские депозиты, до 10 процентов - инвестировать в акции российских эмитентов, до 5 процентов - в ПИФы, до 20 процентов - в недвижимость и не более 10 процентов - в драгоценные металлы. Как видим, разрешенная структура портфеля довольно неплохо диверсифицирована и ориентирована на достаточно надежные инструменты. В реалиях сегодняшнего дня такой набор активов способен приносить доходность около 10-15 процентов в годовом исчислении (бурный рост котировок акций, ПИФов и цен на недвижимость компенсируется крайне низкой доходностью государственных ценных бумаг и невысокими процентными ставками по депозитам). В договоре страхования прописано, как компания и клиент делят полученную прибыль. В основном работает правило 50/50. Таким образом, доходность накопительного страхования возрастает примерно до 10 процентов по валюте в годовом исчислении. Может быть и больше - все зависит от того, какой инвестиционной стратегии придерживается та или иная компания.
На какие сроки сегодня страхуют свои жизни россияне? В основном на 15-20 лет - за 5 лет при таких темпах доходности на значительный прирост накопленной суммы рассчитывать сложно. При этом сумма по среднестатистическому договору оценивается специалистами в 10-15 тысяч долларов.
Муки выбора
Фондовый рынок - вещь непредсказуемая, особенно в России. И даже если ваши друзья, которые являются клиентами того или иного страховщика и весьма довольны высоким уровнем доходности его инвестиций, всячески рекомендуют его, это еще не повод тут же прекращать поиски. "Доиграться" на ценных бумагах проще простого, компания может разориться, и вы не получите ни копейки своих денег. Поэтому на показатели сиюминутной доходности лучше не ориентироваться; страхование жизни - это долгосрочное инвестирование, а за 5 или 10 лет с азартным биржевым игроком может многое приключиться. Лучше меньше да лучше - такой подход в данном случае следует признать оптимальным. А из нескольких отобранных консервативных страховщиков, наверное, лучше всего выбрать того, кто входит в состав какой-либо крупной и надежной промышленно-финансовой группы.
Нельзя сказать, что сегодня россияне активно страхуют свою жизнь - по оценкам Елены Мартыновой, этот вид услуг составляет весьма незначительный процент всего российского страхового рынка. Причины данного явления в общем-то очевидны. "Этот продукт рассчитан прежде всего на средний класс, а он в нашей стране еще недостаточно развит. Бедные не могут себе позволить лишние траты, а богатые имеют иные возможности для приумножения своих сбережений", - отметил генеральный директор компании "Стандарт Резерв" Виктор Юн. Но средний класс растет, потихоньку увеличивается спрос и на накопительное страхование, так что проблемой поиска компании озадачиваются все больше россиян. Кстати, по данным за 2002 год россияне уже потратили на страхование жизни 104 миллиарда рублей, и в этом году цифра будет значительно больше - минимум процентов на 25-30.
Так как же выбирать страховщика? "Прежде всего нужно смотреть на опыт работы той или иной компании на этом рынке и на то, где она перестраховывает свои риски. Я бы отдал предпочтение компании, которая перестраховывается за границей - так надежнее. Это открытая информация, например на нашем интернет-сайте ее можно посмотреть", - говорит начальник отдела методологии центра страхования жизни группы "Никойл-Страхование" Игорь Чернях. Нелишним будет также ознакомление с бухгалтерской отчетностью компании, хотя тут вас могут ждать сюрпризы. Дело в том, что страхование жизни в нашей стране пока что совершенно убыточный бизнес. "Операционные расходы средней компании, которая занимается страхованием жизни, составляют около 2,5 миллиона долларов в год. На них можно тратить не более двух процентов собранных премий, то есть необходимо иметь инвестиционный портфель минимум в 100 миллионов долларов, а где вы сегодня в России соберете столько денег по страхованию жизни? Поэтому AIG Russia, которая здесь является основным игроком, терпит убытки", - пояснил Виктор Юн. Но в том случае, когда компания, занимающаяся страхованием жизни (это отдельный вид деятельности, для него требуется специальное юридическое лицо), входит в некую страховую группу, особо тревожиться не следует.
Окно в Россию
Если судить по средней продолжительности банковского депозитного договора - сегодня в России эта цифра составляет около 500 дней, - то видно, что отечественной финансовой системе наши сограждане все еще боятся доверять деньги на длительный срок. Именно поэтому основным игроком на российском рынке страхования жизни выступают иностранцы. Пока что это не зарубежные компании в чистом виде, а российские юридические лица, за которыми стоят их материнские структуры. Так, 35 процентов этого рынка занимает AIG Russia - "дочка" американской AIG. Но вскоре сюда придут и настоящие нерезиденты, то есть откроются представительства иностранных страховых компаний. Дело это практически решенное - не так давно Госдума уже во втором чтении приняла поправки в закон об организации страхового дела в РФ, который разрешает страховым компаниям с долей участия нерезидентов свыше 49 процентов заниматься страхованием жизни и обязательным страхованием. Помимо этого тот же закон в его новом виде увеличивает общую квоту иностранных страховых компаний на российском рынке с 15 до 25 процентов.
Как правило, законопроект, принятый во втором чтении, утверждается и на всех дальнейших этапах. То есть он устраивает всех. И действительно, приход иностранцев на российский рынок страхования жизни наши компании только приветствуют. "Если иностранцы начнут активно осваивать рынок страхования жизни, то это пойдет на пользу всем нам - будут подготовлены инфраструктура, агенты, программные продукты, пойдет реклама, разъяснительная работа среди населения. Вот пусть они все это сделают, а тогда и мы начнем суетиться. Эту позицию я уже несколько лет отстаиваю во Всероссийском союзе страховщиков - сами мы этот рынок не поднимем. Нужны десятки миллионов долларов только на одну рекламу, а наши страховщики на это не пойдут. Таких денег у них просто нет", - пояснил Виктор Юн.
Что предсказывают специалисты, когда накопительное страхование станет в России таким же распространенным накопительным инструментом, как депозит в Сбербанке? Скорее всего не раньше, чем лет через десять. Например, есть прогнозы, что к 2016 году рынок страхования жизни в России составит 70 миллиардов долларов. Для того чтобы система заработала и начала приносить прибыль всем ее участникам, то есть и страховщикам, и их клиентам, необходимо, чтобы полисы купили по меньшей мере два миллиона человек. Пока же число застраховавших свою жизнь измеряется тысячами. Правда, доходы населения тоже увеличиваются, причем темпы этого роста все больше и больше, так что, возможно, накопительное страхование станет народным значительно раньше.
http://www.itogi.ru/archive/2003/46/89036.html
Нильс Иогансен