Investment Technologies & Insurance
Consulting Network

Финансовое планирование -
основа финансовой стабильности
Мы не экспериментируем на клиентах, мы
предлагаем проверенное

Обзор рынка добровольного страхования жизни


Панорама страхования (июнь 2008)

Российский рынок страхования жизни переживает уникальный период хаотического развития. Реальную возможность войти в число лидеров рынка в течение нескольких лет потенциально имеют практически все страховщики жизни. 

О высокой нестабильности рынка страхования жизни говорят постоянные изменения в списке его лидеров. Если топ-20 игроков рынка страхования «не-жизни» год от года практически не меняется, то список наиболее успешных компаний на рынке страхования жизни находится в постоянном движении. Компания-лидер предыдущего года скатывается на место ниже пятнадцатого, а страховщики, имеющие незавидные позиции в предыдущем году, вырываются вперед. Только за один год компании поднимаются на 30-80 позиций вверх, а темпы прироста взносов отдельных страховщиков жизни варьируются от -90 до +9000%. 


Естественный отбор

По итогам 2007 года рынок страхования жизни показал значительную положительную динамику. Прирост взносов по страхованию жизни составил около 40%. Совокупный объем собранных взносов по страхованию жизни достиг 22,5 млрд. рублей. Суммарная величина премии, полученной специализированными страховщиками жизни, составила 27,7 млрд. рублей, из них 6,6 млрд. рублей было получено по страхованию от несчастных случаев. 

В настоящий момент практически любая страховая компания имеет реальную возможность в течение пары лет войти в топ-5 лидеров рынка страхования жизни. Необходимым условием успеха является как наличие устойчивого канала продаж, так и инвестиции со стороны собственников. Сложившийся уникальный период продлится сравнительно недолго: через несколько лет в процессе своего развития рынок страхования жизни должен стабилизироваться. «В течение 2007 года на рынке появилось немало новых игроков. Ряд крупных российских страховщиков создали отдельные компании по страхованию жизни, практически все основные иностранные страховщики начали свои операции на нашем рынке. Можно предположить, что по составу участников рынок процентов на 75 - 80 сформирован», - комментирует Максим Чернин, генеральный директор СК «Альянс РОСНО Жизнь».

Тенденцией начала 2008 года является резкое увеличение доли дочек иностранных страховщиков в совокупных рыночных взносах. Если в 2007 году на долю страховщиков жизни, контролируемых нерезидентами, приходилось около 28% совокупных рыночных взносов (25% за первые три месяца 2007 года), то по итогам 1-ого квартала 2008 года значение этого показателя приблизилось к 50%. 

Дочки российских розничных страховщиков, занятые переводом страховых портфелей и реорганизацией бизнеса, упустили часть отпущенного им на развитие времени. Только сейчас в них идет процесс отделения от материнской компании и построения собственных бизнес-процессов. В ближайшие 2-3 года ожидается усиление позиций наиболее успешных из розничных дочек российских страховщиков. Их совокупная доля во взносах, собираемых страховщиками жизни, увеличится с 11% в 2007 году до 25-30% в 2010 году. 

За последние два года максимальных результатов по объему собранной страховой премии добивались кэптивные страховщики жизни (лидер 2006 года – «КапиталЪ страхование жизни», лидер 2007 года – «СОГАЗ-Жизнь»). Со временем их доля на рынке страхования жизни должна сократиться и стабилизироваться на уровне 15-20%.


В ожидании бума
С 1-ого января 2008 года вступили в силу поправки к налоговому кодексу, меняющие систему налогообложения взносов и выплат по корпоративному страхованию жизни и распространяющие социальные налоговые вычеты на взносы по розничному страхованию жизни. Рынок оценивает влияние названных поправок, в целом, как позитивное, но незначительное. «На практике реализация этих поправок вызывает вопросы, в частности, не предусмотрен переходный период от налогообложения корпоративных программ страхования жизни «на входе» к налогообложению «на выходе» - отмечает Ингосстрах.

В 2007 году также были предприняты попытки создания российской версии продуктов unit-linked, на которые приходится до 50% мирового рынка страхования жизни. Как альтернатива был создан пакет «страхование жизни + инвестиционные паи» в одной маркетинговой упаковке. Тем не менее, страховщики жизни не хотят отдавать бизнес по продаже продуктов unit-linked управляющим компаниям. Недавно были разработаны поправки к страховому и налоговому законодательству, позволяющие создавать продукты unit-linked в классическом их понимании.

Важной для рынка инициативой в 2007 году были разговоры о создании гарантийных фондов для выплат по накопительному страхованию жизни. Рассказывает Маргарита Хорунжая, генеральный директор ОСЖ «Россия»: «одни из вопросов, который всегда возникает у человека, заключающего договор на длительный срок, это вопрос гарантий существования компании и, соответственно, возврата своих средств через десять, двадцать, а то и сорок лет. Решением этой проблемы станет принятие закона о гарантированной возвратности накоплений, по аналогии с законом о страховании банковских вкладов или резервного фонда в случае с ОСАГО». 

Тем не менее, развитию накопительного страхования жизни препятствует не недостаток налоговых льгот, не ограничения на создание продуктов unit-linked и не отсутствие гарантийных фондов, а отрицательная норма сбережений населения страны. Как только потребительские предпочтения изменятся, произойдет бум накопительного страхования жизни. «Для того, чтобы долгосрочное страхование жизни развивалось и становилось одним из привычных инструментов личного финансового планирования, необходимо наличие определенных факторов, которые в России только начинают формироваться: стабильность банковской системы и фондового рынка, предсказуемый уровень инфляции, рост благосостояния населения», - комментирует Антон Кушнер, генеральный директор ЗАО «ЭЙС Жизнь Страхование». 

Именно поэтому максимальных результатов розничные страховщики жизни добиваются пока в рисковом страховании без накопительной части. В настоящий момент наибольшим позитивным изменениям подвержены рыночные позиции компаний, ориентированных как на страхование жизни заемщиков, так и просто на страхование от несчастных случаев (риск смерти, получения инвалидности, обнаружения критических заболеваний и так далее). И только через три-четыре года в число лидеров рынка должны прочно войти компании, специализирующиеся на накопительном страховании жизни, как корпоративном, так и розничном. 


Есть ли конкуренция?
Уровень конкуренции на рынке страхования жизни оценивается как низкий, так как потенциальный спрос на данном рынке существенно превышает его предложение. Инвестиции в рекламу, актуализация продуктовой линейки, развитие новых каналов продаж – все эти классические инструменты конкурентной борьбы превратились в способы формирования спроса.

Тем не менее, страховщики жизни все-таки конкурируют между собой. Ожесточенная конкуренция наблюдается на рынке труда. Те компании, которые выиграют в этой конкурентной борьбе и смогут привлечь и удержать наиболее профессиональных и активных сотрудников, в будущем получат наиболее высокую рыночную долю.

За последние несколько лет резко возросла роль банков как партнеров страховых компаний. Наличие партнерских соглашений с банками, активно работающими в сегменте ипотечного страхования, во многом определяет темпы развития бизнеса страховщиков жизни. Тем не менее, отсутствие единых прозрачных критериев аккредитации, а также действие запрета на продажу сопутствующих товаров и услуг, что может относиться к продаже страховки при выдаче кредита, формируют атмосферу нестабильности и вызывают постоянное давление на банки и страховые компании со стороны ФАС. 

Несмотря на это, в будущем все-таки следует ожидать расширение взаимодействия между банками и страховщиками. «В 2008 году многие банки опробуют свои возможности продавать накопительное страхование жизни. И я предполагаю, что ряд банков в следующем году перейдет от экспериментальных продаж к настоящим продажам со значительными показателями. Это станет новым каналом распространения, повторяющим успех многих европейских рынков, где банки являются одним из ключевых каналов продаж», - прогнозирует Остин Кимм, президент СК «Ренессанс Жизнь». 

Преодолеть ограничения или устранить их

Если темпы роста и итоговый объем рынка страхования жизни во многом зависит от изменений в потребительских предпочтениях населения, то будущую структуру и эффективность рынка определяют сложившиеся на рынке ограничения. Можно ожидать, что «невидимая рука рынка» поможет преодолеть эти ограничения через создание финансовых инноваций (например, продуктов unit-linked на основе ПИФов) и собственных альтернативных механизмов и институтов, необходимых для нормального ведения бизнеса – через ведение управленческой отчетности, инвестирование в создание корпоративных школ для финансовых консультантов и т.д. Однако этот вариант развития рынка страхования жизни предполагает развитие в условиях ограничений, а не их нейтрализацию, существенно увеличивает трансакционные издержки страховщиков жизни.

Есть и другой вариант – консолидация усилий как самих игроков рынка, так и государства, преодоление обозначенных ограничений на макроэкономическом уровне, через соответствующие изменения в законодательстве. «Было бы правильно, если бы государство помогло страховщикам, ведь государство должно быть заинтересованно в развитии страхования жизни (рост сбережений, снижение уровня социального инфантилизма и расчета на помощь государства в сложных жизненных ситуациях, развитие рынка долгосрочных инвестиций). Способов есть несколько: от предоставления налоговых преференций долгосрочным сбережениям, до организации программ разъяснительного характера о важности страхования жизни среди населения. Меры достаточно очевидные и прозрачные, очень многие государства в мире так и поступают. Будем надеяться, что это произойдет и у нас», - рассуждает Александр Торбахов, генеральный директор страховой компании "Росгосстрах - Жизнь".

В стратегию развития страховой отрасли в России должны быть включены такие первоочередные меры, как устранение законодательных ограничений на продажу продуктов unit-linked, введение обязательного страхования жизни заемщиков кредитных организаций, спецификация отчетности российских страховщиков. По мнению Михаила Воробьева, директора по стратегическому развитию страховой компании Fortis, не менее важными для развития рынка являются такие меры как «законодательное урегулирование вопросов партнёрства страховых компаний с банками, введение профессиональных стандартов для страховых агентов и создание на их базе системы обучения и государственной аттестации, а также комплексные меры просвещения потенциальных клиентов – то есть продвижение страхования жизни, как категории». В число прочих стимулирующих мер, которые предлагают страховщики жизни, входят допуск страховщиков к участию в страховании накопительной части трудовой пенсии и разгосударствление института обязательного страхования от несчастных случаев.




Архив статей

 

Besucherzahler russian bride
счетчик посещений
Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100